— К тебе на занятия клуба приходят с какими ожиданиями? Как быстро участники успевают рассмеяться? Или сели-поплакали в конце от смеха?
— Приходят совершенно по-разному. Может быть трудно встроить себя первые несколько минут. Можно стесняться или опасаться сделать что-то не так.
На самом деле клуб задумывался как место, где можно отпускать себя и не переживать на этот счет. Все довольно динамично. Мы не пришли еще и, наверное, не придем к какой- то оценочности, у нас нет никаких баллов, результатов, победителей и т.п. Мы настроены больше на взаимодействие, на социальный круг равных, который просто час-полтора своего времени посвящают, можно сказать,отдыху.
— А участники рассказывают свои какие-то смешные истории или ты задаешь тему?
— За экологичностью следит моя психологическая часть. Которой мало в процессе, я ее не подчеркиваю. На личности мы не переходим.
Обычно есть довольно широкая тема и есть какие-то игровые задания. Недавно у нас была тема доведения до абсурда, брали какое-то начало ситуации, каждый по очереди добавлял фразу или несколько, еще более доводящую до абсурда эту ситуацию. Это коллективная практика, с каждым разом смешнее и смешнее закручивается. Ни у кого нет карт-бланша, даже я как ведущая не знаю, что будет происходить. Очень живая штука.
— Похоже на детскую игру испорченный телефон или дорисовывание с закрытыми глазами по очереди.
— Ты точно уловила цель — достичь детского игрового состояния. Просто поиграть или что-то поделать вместе.
— Сегодня у вас встреча и тема — черный юмор. Когда мы смотрим комедии с Чарли Чаплином, они там падают, им теоретически больно, но мы смеемся. Почему мы вместо того, чтоб посочувствовать, смеемся?
— Есть момент, что люди научились понимать, что это на экране. На первых показах поезда братьев Люмьер многие выбегали с криками, потому что не было опыта, что это не на самом деле. Теперь мы уже знаем, что происходящее на экране не взаправду. Но при этом все равно люди идентифицируют себя с персонажем. Поэтому так терапевтично, что можно заодно решить свою проблему, посмотрев кино. Повысить настроение или подумать о похожих отношениях.
— То есть если брать, как комедийный жанр развивался, то от физических ситуаций с падениями переросли в КВН, Камеди-клаб, то есть меняется социальный запрос, что есть смешно. Вот у вас сегодня тема черный юмор. Есть градации, к какому юмору ты обращаешься. Как ты выбираешь?
— Проект Ютуб можно себе выбрать. От возраста сильно зависит. Ты точно подметила: от того, какие качества личности есть, человек выбирает себе юмор. Про черный юмор были исследования, его выбирают люди с достаточно большим интеллектом, способные хорошо различать эмоции и с небольшим уровнем агрессии. Весь юмор — это сублимация, это наша способность как-то пережить моменты, когда либо с нами что-то не так, либо с миром что-то не так.
— То есть черный юмор — это продукт для гурманов? Для какой-то социальной группы? Например, есть врачебный черный юмор. С ним лучше не шутить вне этой группы, ведь это не их ежедневная реальность, не их норма.
— Есть люди, которые вообще не могут переживать этот черный юмор. Начинают пугаться. Если слишком большой этот разлет.
Говоря о врачах, тут два направления.
Врач по долгу службы обязан долго учиться, поэтому он точно владеет какими-то навыками анализа, он развивается, интеллект обычно выше среднего.
С другой стороны, он сталкивается часто с какими-то сложными, нередко травмирующими ситуациями. И ему как-то надо это перерабатывать. Не всегда на это есть силы, если брать хирургов, реаниматологов и т.п. Психике нужно с этим справляться. И часто черный юмор — это то, что спасает.
— А чем еще можно снимать стрессы от таких дежурств? Какой-то, может быть, отдых экстремальный, где можно получить высокий уровень адреналина?
— Адреналин, видимо, уже на работе был повышен.
— Со временем чувствительность снижается к адреналину.
— Это тоже путь. Но я бы предложила что-то ближе к дыхательным практикам, которые могут вернуть в тело и стабилизировать. И гормональный фон нормализировать. И, конечно, работу с эмоциями, многое можно делать прямо на месте.
Как минимум, осознавать, что сейчас происходит, и как минимум, понимать, в каком отреагировании эта эмоция нуждается.
Если это агрессия, она нуждается в телесном отреагировании. Если сейчас это невозможно, то позаботиться о себе и дать себе место и время, когда это будет возможно.
— Смех обычно мы не сдерживаем, так как это социально одобряемая эмоция. Но если в ситуации сильного стресса, когда нет места и времени поплакать, смехопрактика поможет это на физическом уровне проработать?
— Да, если вы все еще этого не делаете, то тогда уже лучше посмеяться.
— Замечено,что когда смеешься, много мышц лица работает, но когда плачешь — еще больше.
— Я поэтому и говорю, что это сходный процесс, потому что тело включается не только на уровне лица. Там происходит важное. Если эмоциональные люди, то часть груди и живота, они говорят, оно у меня здесь.
— Многие волнуются из-за морщин от смеха: появляются носогубные складки и морщины-лучики возле глаз. И некоторые фейстренеры учат улыбаться так, чтобы этих морщинок не было — есть надо себя контролировать, сдерживать процесс сокращения мышц лица.
— С точки зрения психологии может быть много разных причин. Самый важный вопрос: а это вам зачем? Для меня это лишняя морщина или я не выберу естественно которая смеется.
— Когда смешно, получается немного странным контролировать свои естественные эмоции и сдерживать себя.
— Тут для меня вопрос в балансе между тем, какой у меня образ себя и как я хочу, чтобы меня видели другие. Насколько этот образ важен, чтобы не показать себя настоящего. Причины могут быть разные. Но если есть такая модель поведения, когда проявление естественности каким-то образом угрожает или не подходит, есть желание поменять себя и не показывать, что есть внутри, это психологический запрос в работу. Подавление естественных реакций может иметь очень разные хвосты, которые торчат из психосоматических заболеваний или сложностей в отношениях. Люди считывают невербалику и видят, что это неестественные проявления. И вроде бы один человек хочет что-то показать, но второй человек в растерянности, потому что происходит что-то непонятное. Он не может считать ни то, ни другое.
— Взрослый с опытом общения разберется. А вот с детьми, которые не имеют такого опыта, получается, не развивается чувство эмпатии, эмоционального интеллекта.
Например, если родители скрывают, или смотрят какие-то мультики, где эмоция не соответствует или гипертрофирована, то у них не формируется естественная эмпатия. Нет навыка считывания.
— Да, в силу разных причин. Или родители не могут выказывать свои проявления, либо не могут объяснить ребенку, что такое эмоции, зачем они. По поводу мультиков, если там происходит что-то несоответствующее, стоит объяснить, что обычно в жизни это не так. Тогда этот вопрос в принципе снимается.
— А как еще можно развивать навык обнуления лица в плане стресса? Чтобы завершать цикл эмоций. Допустим, посмотреть грустный фильм или комедию.
— Да, стрессовый цикл, который запускает избыток адреналина и кортизола в кровь. Либо еще это можно делать физическими нагрузками. У нас это пропаганда ленивых людей, которые смеются. Если вам помогает зал, важно хотя бы 20 минут интенсивных нагрузок. Если бег, то бег интервальный с нагрузкой. Тогда эти избыточные гормоны вам будут не страшны.
В завершение хочу цитату Курта Воннегута привести: "Смех — это такая же защитная реакция, как слезы, а то и лучше, поскольку от смеха меньше сырости."