ЛИЦО И ЭМОЦИИ

Интервью с психологом Марией Андреичевой
Напомню несколько базовых вещей про эмоции.

  • Эмоции нужны не только, чтоб их транслировать.

  • Эмоция – это сигнал, с помощью которого наша психика обращает внимание на что-то важное. И если у каждой эмоции есть функция/задача, то тогда ее можно использовать для решения своей задачи.

  • Мы не выбираем, что чувствуем. Но как осознать конкретную эмоцию и выбрать , как ею распорядиться — каким способом выразить, когда, и как себя поддержать в этом и т.д – в наших силах.
    КАКОЙ ВЫ КОТИК?
    — Мария, получается, что много общего в работе косметолога и психолога. Потому что эмоции выражаются на лице через мимику, закладываются складки, морщины. Хочется обсуждить этот вопрос с разных сторон.
    Расскажи, пожалуйста о себе. И почему тебе интересна эта тема.

    — Я психолог, у меня есть частная практика. Для людей, для моих клиентов, для меня эмоции — это очень важно.
    Почему мне кажется важным с тобой поговорить, и это может быть полезно, потому что эмоции сильно связаны с нашей телесностью. Мы во многом их переживаем в теле. Мы хорошо можем их ощущать. И на лице тоже, это то, что отражается на лице.

    В этом смысле твоя специализация, что ты врач и много знаешь про мимику, может быть, очень интересно про это поговорить. Как с точки зрения переживания мы ощущаем эмоции, и, с другой стороны, как это все отражается на лице.
    Эта тема мне интересна, потому что в моей работе в ней много ценностей и потому что много пересечений с телом и с мимикой.

    И — важно узнавать эмоции у себя и у других. То, что мы сегодня проговорим, тоже может помочь.

    — Эмоция возникает, и с причиной ее возникновения человек идет к психологу. А то, как это закладывается в морщины и складки — с этим он идет к косметологу. Но причина же одна? И если делать это параллельно, то замкнутый круг разрывается.

    Мы сегодня решили обсудить базовые эмоции, да? Потому что все хорошо понимают это, не нюансы

    — Я два слова тогда скажу: в психологии присутствует большой хаос в отношении эмоций, чувств, переживаний. Вот чувство голода — это не эмоция. Или любовь. И есть очень много разных классификаций,что мы относим к эмоциям. Я выбрала такой подход: есть универсальные эмоции, Пол Экман их исследовал, которые все люди демонстрируют одинаково. Это печаль, гнев, отвращение, радость, страх и удивление. Нужно рассказать подробнее?


    — Это исследования Пола Экмана?
    — Это правда хорошая работа. Он провел много исследований, как у людей нашей культуры, так и у жителей Новой Гвинеи, потому что хотел как раз понять: эмоции — это то, чему мы учимся, например, нам показывают, как изображать эмоцию, или…
    — То есть о выражении лица правильнее говорить?


    — Да, он соединял и выражение лица, и эмоцию. И мы знаем, что эмоцию можно выражать еще и тембром голоса.
    После первой эмоции мы можем какие-то слова подобрать, чтобы ее выразить. Но вот лицо и наша мимика — та часть тела, которая показывает эмоции быстрее всего.

    И он выяснил, что эти шесть эмоций — они универсальны для людей любой культуры. Как житель Новой Гвинеи в первобытном состоянии будет показывать страх, так и европеец будет показывать страх. И вы его узнаете, даже если не понимаете речь человека.

    Единственная особенность в том, что если мы контролируем наши эмоции, мы, конечно, можем показывать их по-другому. Но до контроля первая эмоция будет у всех одинаковая.

    Предлагаю поговорить хотя бы про четыре эмоции, потому они самые актуальные и самые интересные. Это печаль, гнев, страх и радостью закончим, чтобы в конце о хорошем.

    — Экман описал все микровыражения через специальные коды. По его исследованиям работает систему распознавания лиц, как в метро
    — Действительно, он очень интересную работу сделал. Но с точки зрения нашей жизни почему его работы, как мне кажется, важны и интересны, и это то, с чем мы работаем в психотерапии во многом, он говорит: эмоция — это не то, что вы можете контролировать.

    Подход, в котором я работаю, в экзистенциальном анализе, и эти микровыражения это подтверждают, что эмоции просто возникают.
    — То есть получается, что микровыражения лица — это что-то такое истинное? Микровыражения— как 25-й кадр?
    — Совершенно верно. Мы когда поговорим про разные эмоции, там есть комментарии, что вы можете проконтролировать, какие мышцы, может быть, ты скажешь про это.

    А какие мышцы вы не можете проконтролировать, и хотя бы на долю секунды это возникнет. В этом смысле, мы бываем в разном контакте с эмоциями, кто-то хорошо их чувствует, кто-то больше, кто-то меньше.
    Но тело нельзя обмануть. В этом смысле тоже это важная работа, вопрос не в том, чтобы что-то чувствовать или не чувствовать, потому что вы все равно что-то будете чувствовать, вопрос в том, как вы с этим обходитесь. Это такой важный как раз шаг.
    — В твоей работе, наверное, очень важна микромимика — это как часть диагностики? Или реакция на твои слова.
    — Не могу сказать, что очень много этому уделяю внимания. Думаю, для клиентов важно знать о выражениях лиц других людей, чтобы лучше понимать какие-то вещи.
    — Для коммуникации?
    — Да, для коммуникации или считывать.
    И потом интересно, что есть же обратный эффект, когда мы принимаем какое-то выражение лица, мы начинаем это чувствовать, и это тоже интересный эксперимент, можно попробовать это сделать. Определенные мышцы напрячь и почувствовать.
    — Давай про эмоцию печали?
    Скажу два слова про мимику, про смысл печали больше, зачем нам нужна печаль, что это за эмоция и почему она такая универсальная. И как мы можем обходиться с печалью. А потом посмотрим на фотографию и на лицо. Или сначала на лицо?
    — А есть же какие-то эмоции социально-одобряемые, да? Говорят, хочешь быть веселым — улыбайся, морщины будут вверх. Хочешь быть бабкой-ёжкой — морщины вниз.
    В любом случае мы что-то транслируем. Получается, если человек с грустным лицом, окружающие думают, надо ему как-то помочь, что-то делать, чтобы у него было веселое лицо. То есть социально не одобряется печаль. Печаль, страх — то, от чего надо быстрее избавиться. И чтобы это на лице не пропечаталось.


    — Ты имеешь в виду, что на то, как мы проявляем эмоцию, на это влияют другие люди, которые рядом, и та культура, в которой мы есть, ты хочешь про это? Тогда потом, как еще один вопрос.

    Печаль, зачем она. Подход, в котором я работаю, говорит, что печаль возникает в ответ на утрату. Экман подтверждает и говорит, что это универсальная причина. Но то, что ты говоришь, тоже интересно, про разные культуры. Есть общие для всех культур темы, связанные с печалью, а есть особенные темы. И есть еще индивидуальные темы. Если я, например, потеряю смартфон, я не буду очень печалиться, но для ребенка, у которого он первый, это будет трагедия.
    Есть культуры, в которых смерть больше нормализована, чем в нашей культуре, совсем другое отношение к этому событию. Здесь будет печаль, связанная с разлукой, но это не будет считаться негативной эмоцией и люди будут ее ровнее переживать.

    — А какие есть нормы печали? Или какими словами ее еще называют? Тревога? Как это состояние еще называют?
    — Скорее, есть разные оттенки печали. Есть горе, это острая фаза потери. Если говорить про горевание, про самый первый этап, человек здесь очень включен, и он активно пытается что-то преодолеть. Это если о том, как называют печаль. Есть грусть.


    — Ты про мимику хочешь сказать.
    Это, скорее, выражение грусти. Если посмотреть на брови и складку на лбу — это особое специфическое выражение грустного лица. Это уже печаль, которая перешла в грусть.

    Возвращаясь к вопросу о смысле печали, печаль — это не какая-то ненормальная эмоция, она абсолютно естественна. С точки зрения эволюционной теории, речь о том, чтобы получить помощь и поддержку. Когда вы показываете грустное лицо, вы как бы запрашиваете эту помощь и поддержку. И другие могут о вас позаботиться. Такое предположение о смысле печали.
    — То есть человек вот так просит позаботиться, отвлечь, погладить?
    — Да. И вот Пол Экман говорит. что это, скорее, адаптационный механизм, который дала нам эволюция. Интересно, что если мы посмотрим на экзистенциальный анализ, как я , например, работаю с клиентами, здесь есть взгляд, что печаль — это не какая-то отрицательная эмоция или негативная, не что-то, что мы считаем неправильным или патологическим. Смысл печали — обработать потерю. Чтобы ее прожить и чтобы возникли какие-то новые отношения с тем, что произошло.
    — Горевание, как понимают в психологии?
    — Да. И здесь может быть наоборот, когда есть печаль, мы можем сохранить отношение через печаль.
    Такой пример, когда, например, люди разводятся. Это событие тоже связано с потерей старых отношений. И печаль — процесс, который помогает пережить это. И установить какие-то новые отношения, например, с бывшим мужем. Но если говорить про то, как на нас влияет печаль — интересно?
    — Интересны еще временные промежутки, сколько благоприятно на нас влияет или когда состояние затяжное, одна печаль, потом другая печаль. И такое типичное реагирование.
    — Это очень индивидуальный процесс. Действительно трудно назвать какое-то время для каждого человека и какие-то установит нормы. Если это серьезная потеря, человеку может понадобиться год или даже два.
    Печаль не означает, что человек прекращает жить или испытывать другие эмоции. Это присутствует в его жизни, человек печалится. Но если говорить о том, что это не патологично, это дает возможность быть и другим эмоциям, и другим вещам.
    То. о чем ты говоришь, это еще про тему настроения. И про то, что есть как бы любимые эмоции. Есть люди, которые склонны грустить. Любят смотреть грустные фильмы. Про гнев будем говорить — есть те, у кого короткий заряд гнева, они быстро становятся гневливыми.
    — Меланхолики, холерики– это проявление эмоций?
    — Есть тип темперамента и тип нервной системы, но и во многом роль играет, чему нас учили, какие примеры вы видели рядом. Опять же тема одобрения. Если та же печаль сильно не одобряется, то сложно получить поддержку и сложно соприкоснуться с этой эмоцией.

    Если говорить про то, как на нас всех влияет печаль, когда мы смотрим на печалящегося человека, воникает отклик, вы тоже можете начать сопереживать

    — Если мы о мимике говорим, то печаль — когда внутренний край брови вовнутрь и вверх. И это мышечное усилие немножко противоестественное. Поэтому такое положение бровей держать можно, когда у вас острое горе и человек очень эмоциональный, но это краткосрочно. То есть это острая фаза, горевание.
    На следующей стадии брови опускаются, она более амимична и просто рот опущен. В маску потом превращается или с возрастом. Формируются складки, а в области бровей активности уже такой нет.
    — То, о чем ты говоришь, важно: если какие-то эмоции застывают в нас и мы их не проживаем, то это может стать такой маской на лице и может так узнаваться.

    Те, кто нас смотрит, глядя на это печальное лицо, могут пережить печаль, может возникнуть импульс сопереживать и сочувствовать.

    Важный момент: классно, что ты показываешь мужчину, потому что в нашей культуре печаль — это не то, что сильно разрешено мужчинам. И им сложно печалиться, потому что окружающие могут реагировать не сочувствием, а, например, гневом.
    — Еще проговорю, вот это состояние "бровки домиком", патетическое. Бывает такое строение лица анатомически, что брови изначально так идут. И когда человек выражает эмоцию, это получается очень ярко, но это не соответствует накалу. Так клоуны подрисовывают, чтобы считывалось. Зрители грустят, отзеркаливая эту эмоцию. И кстати о котах.
    — Ну, мы можем воспринимать какое-то выражение как печальное, потому что такое строение губ. Если уголки опущены, это как будто грустный котик.


    — У котов есть мимические мышцы, но строение немножко отличается, потому что функция другая. И у тех, кто породистый или просто остался в процессе эволюции, окрас шерсти в области бровей совпадает с мимикой грусти. И когда бровки так идут, человек думает, что котик что-то просит. Поэтому считается, человек приручил кота, а не волка. Но это не значит, что кот такой умный.
    — Если вам кажется, что ваш кот вам улыбается, вам кажется. Да, то, что нам знакомо, кажется ближе и хочется держать рядом.

    В целом, если говорить про печаль, это важное чувство и не надо его отвергать. И если вы видите печальное выражение лица, это может быть сигналом, что у него неприятности и можно проявить как-то заботу. Но может быть и нет.

    — То есть мы не знаем, это для него норма или нет?
    — Или печальное событие произошло давно и лицо застыло.
    Давайте потянемся, чтобы вернуться из печали и почувствовать свое тело.
    Поговорим про гнев.

    — У мальчика гнев мобилизующий?
    — Да, у него в руках мяч, и мы на этом примере можем посмотреть, как гнев нам бывает нужен. Потому что гнев дает много сил.
    С точки зрения эволюционной теории гнев помогает преодолеть преграду и включиться, чтобы достичь какой-то цели. Гнев дает энергию.
    — Видно, что мальчик хочет играть в футбол, а девушка против.
    — Когда мы видим лицо другого человека, включается фантазия. И это интересно. Ты увидела ее, и у тебя есть одно представление. Но на самом деле здесь нету контекста. В аспекте проявления эмоций контекст очень важен.
    У гнева есть большое преимущество: мы не должны его отвергать, потому что он дает много ресурсов, и еще он сообщает вам, что что-то не так.

    — Тоже, получается, острая реакция?
    — Если вернуться к описанию словами, для гнева есть много слов. Экзистенциальный анализ описывает гнев в зависимости от темы.
    Если речь об угрозе жизни — это ненависть. Переживание ненависти — холодный гнев, направленный на то, чтобы уничтожить то, что мешает твоей жизни.
    Если тема отношений — это ярость, она бурлит и кипит, говорит, что так нельзя. Тема про гнев и злость — когда что-то угрожает нашей ценности и мы не можем быть самими собой.
    — А вот согласно меридианной теории Китайской медицины считается, что есть гнев, когда ты кричишь– янь, а есть хронический – инь. Есть здесь корреляция с точки зрения психологии?
    — Два ответа дам. Во-первых, это очень важная тема — первичные эмоции и интегрированные. Это то, чему здорово и полезно учиться. Когда вы испытываете первый сильный гнев, он может быть довольно ярким, это зависит от вашего темперамента. Есть люди эмоциональные, которые быстро вспыхивают, словосочетание "заряд гнева". Дальше человек может эту эмоцию обработать, понять, что произошло, оценить, насколько ситуация ему угрожает. Действительно ли этот человек так сильно хотел меня обидеть. Подумать, как сказать об этом. Или, может быть, нужно остыть и потом вернуться. И это про реакцию на ситуацию.

    А еще бывает, что человек как будто все время гневлив. Как будто у него такое настроение.
    — Это когда на улице не подойдешь с вопросом, видно, что какой-то хмурый, не располагает к себе?
    — И это может быть просто настроение у человека, он мог где-то разозлиться еще вчера, и поскольку этот гнев он никак не обработал, этот гнев еще с ним остается.
    И тогда бывает такая проблема, когда эмоция не соответствует ситуации. То есть он ту непереваренную эмоцию переносит на другие ситуации. Разозлиться на совещании, если утром был конфликт с женой.

    Вторая трудность: гнев в целом связан с опасностью, и есть это переживание опасности, а ситуация совсем не опасная. Тогда эмоция тоже не соответствует ситуации. Мы все это можем знать, например, по ситуации публичного выступления. Тревога, хотя опасности нет.Тут я уже к страху перешла. Гнев сильно связан со страхом. И мы можем переживать их очень близко.
    Про лицо скажешь?
    — Бывает, приходят к косметологу и говорят, что появились" межбровки", это такие вертикальные складки. И когда называли мышцы лица, одно из названий этой мышцы — мышца гнева. Считается, что она включается, когда человек гневается.Это закрепилось в виде мифа, и когда видишь эти складки в достаточно молодом возрасте, люди считывают, что человек гневливый, но это может быть просто физическая особенность. Или, например, человек в уме считает. Или это работник МЧС, который часто видит сложные ситуации, и у него такая мимика доминирует. А человек при этом может быть вполне добродушный.
    — Да, может, задумчивость. Есть такое предположение, что если мы усиленно думаем, мы тоже решаем сложную задачу и не можем достичь цели, и поэтому реакция такой может быть.
    Хорошо, давайте два слова скажу, что вообще делать с гневом.
    — Не хочется его показывать. Обычно мы маскируем гнев улыбками. Или вот когда эфир боимся, мило улыбаемся. Но это эмоция страха. Получается, закрываем противоположным?
    — Улыбка — универсальный способ спрятать другие эмоции. Улыбка это то, что одобряют другие люди в любой культуре.

    Вернемся к гневу. Хорошо, если вы чувствуете его рано, замечаете раздражение. И вы можете тренироваться. Например, посмотреть на себя в зеркало, отследить это. Второй признак — губы становятся бледными и растянутыми.
    Гнев важно отслеживать. Если он сильный, бывает важным дать время и себе, и другому человеку. Если накал велик, может быть, разговор стоит отложить.

    Второе, то, что ты сказала, важно: если эмоция вас заполняет, принять хорошее решение бывает довольно сложно, лобные доли в этот момент отключаются, думать почти невозможно. Бывает важно взять паузу.
    Тема гнева сильно связана с темой отношений, мы часто боимся разрушить отношения. И это правда, если вы слишком ярко выразите гнев, это может быть разрушительным. С другой стороны, может быть опасно для отношений, если вы все время молчите.
    — Сам импульс идет изначально от нейрона к мимическим мышцам. Но человек, желая скрыть эмоцию. сдерживает мышечное сокращение. При этом мимическая мышца все равно работает, хотя внешне это незаметно. И даже если ты сдерживаешься, с возрастом эти морщины появляются на лице, как будто бы ты их и выражал. Казалось бы, спокойный человек, а у него такая морщина.
    — Еще раз, это важная тема: эмоции, они есть и никуда не пропадают. И чувства, которые есть, тоже никуда не пропадают. Важно быть с ними в контакте. Даже если вы попытались это скрыть, не прожили, все равно они будут оставаться, в том числе, на лице.
    Страх. Хочешь, с мимики начнем?

    Страх
    — Страх трудно отличить от удивления. Удивление — очень короткая эмоция. Страх трудно контролировать. Здесь мы видим испуг на лицах, и это физиологическая реакция.
    — Возможно, в смеси с брезгливостью?
    И это тоже интересно, мы часто приписываем наши эмоции другим людям. Хорошо, что у нас есть речь и возможность обсуждать. Вы можете предположить, а дальше хорошо, если спросите. Поднятые веки, поднятые брови и вот такая челюсть — это про страх. И эти брови дают морщинки?
    — Да , они со временем закладываются в морщинки.
    — Эволюционный смысл страха — он позволяет сфокусироваться на проблеме, которая есть.
    — Еще зрачки расширяются. Вот у девушки на фото видно. И еще, кстати, челюсть. рот открытый. Поскольку верхняя часть максимально в сокращении, крупная мышца затылочная, по принципу сообщающихся сосудов, нижняя часть тогда открывается.
    — И у страха есть две первые реакции — замереть или бежать.
    То, о чем ты говоришь, и при гневе, и в страхе, эти эмоции влияют на уровень сердечных сокращений. Давление поднимается. Когда мы говорим, что стресс влияет на здоровье, это правда.

    С точки зрения экзистенциальной психотерапии много в связи со страхом важных тем. Страх может быть реалистичным. Важно это разделять, угрожает ли что-то сейчас, и это то, что помогает со страхом справиться. Во-вторых, страх показывает, что наша жизнь очень нестабильна и всегда что-то может пойти не так.
    Вообще страх сигнализирует, что что-то не так. Не только с точки зрения эволюции, как у Экмана в книжке, на тебя движется дикий кабан. Или на вас едет машина.
    — Это получается, что нужно что-то сразу делать сейчас. Когда тревожишься, ты просто ждешь, пока тебя погладят, а страх — это про делать. Как говорят, поприседайте, спортом позанимайтесь.
    — Вообще, там же есть выброс адреналина. И если у вас резкий испуг, чтобы прийти в себя, можно поотжиматься, да. Биохимия приходит в норму. Страх сильно связан с потерей опоры. А тело — это наша первая опора. Физические упражнения и хороший контакт с телом возвращают к опоре.
    — То есть когда мы говорим, что на лице считывается хронический стресс, получается, это могут быть разные эмоции: и панический страх, любая эмоция с минусом, это все называется общим словом "стресс", да?
    — Если перевести слово "стресс" как напряжение. Если какая-то ситуация требует нашей мобилизации. Здесь могут быть разные эмоции. Если речь идет об опасности, может быть страх или гнев.
    И тогда это может быть так зафиксировано. И на острой фазе горевания. И мы можем про все это сказать стресс или напряжение.

    Бывает важно, разобраться, что это за напряжение и какая за ним живет эмоция. И если это сложно, то можно посмотреть на свою мимику и отследить, какие признаки. Интересно, что это напряжение у людей живет в теле в разных местах, поэтому нужно быть исследователями.
    — Еще о том, через какое время возникают маски. Это зависит от особенностей человека, от того, как долго и с какой силой фактор воздействовал, еще зависит от строения кожи. Чем тоньше кожа, морщины будут проявляться быстрее. Мясистое лицо медленнее подвержено изменениям. Есть понятие молодая кожа или возрастная, свойства эластичности утрачиваются с возрастом, меняется сминание кожи. У детей очень богатая мимика, во много раз больше, чем у взрослых, но у них нет морщин. Чтобы сформировалась морщина, ребенку нужно 20 лет, а с возрастом нужно меньше и меньше времени. И если у молодого человека есть морщины страха или печали, значит, это повод задуматься, что есть ому сильная причина. То есть не эстетика, а психологическая проблема. Иногда морщинки от плохого зрения. То есть какой-то другой фактор.
    — А если человеку около 40 и есть уже какие-то застывшие маски, как, на твой взгляд. И если он решил психологические аспекты и обращается к тебе, ему хочется, чтобы лицо расслабилось, это возможно?
    — Есть разные пути, конечно. Но если взять натуральный способ и есть провисание мышцы, нужно заполнить этот дефект каким-то филером, заполнить минус. Это уже про другие методы. Само по себе, конечно, уже не пропадет. Ткани поменялись, минус ткань.
    — Я вижу иногда такой эффект в работе, когда мы расслаблены и спокойны, лицо принимает расслабленное выражение, и как будто морщинки немножко разглаживаются. Я знаю, что ты делаешь массаж, это тоже как-то работает в эту сторону.
    — Да, конечно.
    — Еще важный момент. Эмоции возникают разными способами. Это может быть автоматическая оценка, когда опасность и вы реагируете. Это может быть воспоминание, когда приходят эмоции и чувства. Это может быть интеграция, когда вы пытаетесь понять, что это за чувство.
    Иногда вместо злости приходит грусть, это уже оценка. Еще мы заражаемся эмоциями. Кстати, когда мы видим человека в гневе, мы не обязательно заражаемся гневом, может возникнуть страх.
    Или отвращение. Печаль чаще вызывает ощущение грусти. И когда мы напрягаем мышцы, связанные с эмоциями, мы можем эту эмоцию пережить. В этом смысле вопрос тоже про массаж. За счет того, что ты расслабляешь мышцы, человек может почувствовать себя спокойнее эмоционально.
    — Обратная мышечная связь, да. И еще, мы сегодня говорим про 4 базовых эмоции, но еще есть и чувства, настроения и т.п.
    Их миллионы у одного человека. Но способов выражение обычно около 50 на лице. И каждый букет выражается через эти условно 50 мышц. И так возникают морщины. То есть это не однозначно, что вижу признак, значит, эмоция вот такая.
    — Тема работает как и психологические аспекты, эмоция может быть достаточно сложной, бывает, что нужно разобраться, что за ней и что она означает. Это можно делать с самим собой или в терапевтической работе, это работает в косметологии.
    — Вот фото котов. Чем больше и разнообразнее полосы, то кажется, тем выразительнее и разнообразнее эмоции.
    — А однотонные кажутся не такими эмоциональными. Я не думаю, что они испытывают те ощущения, которые нам кажутся по выражению. Считаю, что это заблуждение.
    — Я знаю про котов, что они мимикой не выражают эмоции. Но мне кажется, это важно для практической жизни, когда вы видите лицо другого человека. Вы можете ошибаться, что он сейчас чувствует и имеет ли это отношение к вам.
    Вы опоздали и видите, что человек недоволен, не только по мимике, но и по интонации. Но на самом деле причина может быть иная. И ваше опоздание никак не связано. Или вы приписали котику эмоцию, а котик вообще спит.
    Так что для коммуникации очень важно спросить.
    — Давай про улыбку поговорим.
    — Мы говорили про страх. Давайте сделаем несложное упражнение: поставьте ноги на пол, ощутите опору, чтобы вернуться. Потому что страх — очень заразная эмоция.

    Про улыбку. Радость — это очень важно.
    Это про ценности, которые вас затрагивают и к которым вы стремитесь. За радостью нужно ухаживать. Она помогает, чтобы мы не истощались. И делали не только то, что нужно и обязательно, а еще что-то для радости. Очень важно уделять этому время и внимание. Бывает важно смотреть на то, что может порадовать. Есть такое упражнение. Проснувшись, можно подумать про что-то радостное, что-то, что вас согреет. Радость связана с тем, что мы делаем что-то полезное и правильное.
    Но если говорить про лицо, есть же мышцы, которыми нельзя управлять. Когда вы улыбаетесь по-настоящему, задействован не только рот, но и глаза. Это нельзя подделать.

    — Есть мышца смеха. Она выражена только у 15-20% людей. Это как рудимент. И тогда при улыбке у человека есть ямочки. Сейчас в фейс-фитнесе тренируют, но я против, тренируют скуловую мышцу, от уголка губ к углу глаза. Она создает выражение улыбки, но не отвечает за эмоцию радости. Это не от души улыбка. Есть американская, горизонтальная. И если искренняя улыбка, как актеры тренируют, это круговая мышца вокруг глаз, внешний сектор. От нее гусиные лапки, глаза щурятся.
    — Я знаю, что это нельзя поделать. Когда в улыбке участвуют глаза, это искренняя улыбка. Мы говорили, что эмоцию можно пережить, если что-то вспоминаешь. И актеры используют этот прием.
    — У меня есть упражнение "Завяжем улыбку на бантик" из программы "оЛИЦОтворение". Я его рекомендую делать в конце занятий гимнастики для лица.

    За счет того, что мы придаем положение уголкам губ, как при улыбке, у нас по принципу обратной мимической связи и возникает искренняя эмоция, глаза загораются, лою расслабляется. И это состояние естественной улыбки сохраняется.

    И лицо расслабится. И когда в конце занятия лицо мышечно и эмоционально в общем нейтрально, то Если не сильный стресс, скорее можно таким способом повысить себе градус эмоций в сторону радости.

    Мои услуги:
    "иZOOMительно" - онлайн занятия
    Подробнее