— А есть же какие-то эмоции социально-одобряемые, да? Говорят, хочешь быть веселым — улыбайся, морщины будут вверх. Хочешь быть бабкой-ёжкой — морщины вниз.
В любом случае мы что-то транслируем. Получается, если человек с грустным лицом, окружающие думают, надо ему как-то помочь, что-то делать, чтобы у него было веселое лицо. То есть социально не одобряется печаль. Печаль, страх — то, от чего надо быстрее избавиться. И чтобы это на лице не пропечаталось.
— Ты имеешь в виду, что на то, как мы проявляем эмоцию, на это влияют другие люди, которые рядом, и та культура, в которой мы есть, ты хочешь про это? Тогда потом, как еще один вопрос.
Печаль, зачем она. Подход, в котором я работаю, говорит, что печаль возникает в ответ на утрату. Экман подтверждает и говорит, что это универсальная причина. Но то, что ты говоришь, тоже интересно, про разные культуры. Есть общие для всех культур темы, связанные с печалью, а есть особенные темы. И есть еще индивидуальные темы. Если я, например, потеряю смартфон, я не буду очень печалиться, но для ребенка, у которого он первый, это будет трагедия.
Есть культуры, в которых смерть больше нормализована, чем в нашей культуре, совсем другое отношение к этому событию. Здесь будет печаль, связанная с разлукой, но это не будет считаться негативной эмоцией и люди будут ее ровнее переживать.