— Я портретный фотограф, снимаю уже семь лет, прошла путь через все возможные виды съемок.
В итоге пришла к тому, что мне интереснее всего работать один на один с человеком, именно раскрывать его как личность, работать со стилистикой, с психологией в том числе, чтобы получился хороший красивый портрет.
И чтобы человек ушел довольный. Сейчас я также развиваю направление контентной фотографии для блогов, экспертов.
— Анна, как фотографироваться так, чтобы потом эта фотография вас вдохновляла и возвращала нас в то состояние, в котором мы ее делали.
— Давайте поговорим не столько о технической составляющей красивой фотографии, сколько о психологической. Почему нам иногда не нравятся свои фотографии и как это лечить.
— Некоторые любят фотографироваться, некоторые не любят. Некоторым нравятся свои снимки, некоторым нет.
Мне кажется, что психологический настрой — это тоже техника. Многие отмечают, что не любят свои фотографии, а некоторые предпочитают селфи. Нравиться себе на фотографии — в чем секрет?
— Это, скорее, определенный навык.
— Навык, который приходит с опытом или с тем, кто в этом разбирается.
Это можно изменить? вылечить?
— Не то чтобы вылечить. Мне кажется, это просто опыт. Наш определенный бэкграунд. Кому-то нравится ходить в походы, потому что у него хороший опыт и воспоминания.
А кому-то нравится ходить в театр. Если нас снимали друзья на вечеринках и потом хотелось эти фотографии сжечь, то и отношение к фотографии будет не очень.
А если у нас хороший опыт, и мы себе на фотографиях нравимся, соответствуем нашему представлению о себе. Этот опыт можно поменять и получить положительное подкрепление, тогда захочется повторить.
— К вам обычно как приходят — люди, которые любят фотографироваться? Или пришлось, а потом в процессе понравилось?
— Очень по-разному. Иногда приходят впервые на профессиональную фотосессию. Либо им нужны фотографии для чего-то, либо они как-то морально созревают. Или им откликается моя идея, и они хотят со мной ее воплотить. Бывают напуганы, е уверены, что будет происходить.
— Вы делаете бизнес-портреты и индивидуальные фотографии? В чем разница подхода? И что такое неудачная фотосессия?
— Да. Неудачный — это скорее субъективная история. Задача — вы пришли к фотографу, чтобы у вас было, что выкладывать в блог. Или за фотографией на сайт, или для резюме, например. Кому-то нужно просто для себя, получить новый опыт или в рамочку поставить. У меня была клиентка, которая делала фотосессию для мужа, подарила ему, теперь в рамочке у него на столе.
— А какая задача у бизнес-портрета и какая у индивидуальной фотосессии?
— Бизнес-фото для бизнес-целей. Они могут быть очень разными. Фотографии для блога, для развития личного бренда — это одна история, там вы должны быть личность, интересным человеком, с разными гранями. Бизнес-фотография, как она традиционно существует, это более строгая история, более официальная, для сайта, под статьей напечатать, на форуме. Эту задачу человек сам ставит.
— То есть бизнес-портрет — это индивидуальность, а художественный — много ретуши? В чем разница?
Может, это какая-то роль, персонаж, в которую можно поиграть?
— Разница в образе, в подходе к съемке.
Конечно, можно поиграть, посмотреть на себя в каком-то непривычном образе.
Может, вы всю жизнь читали сказки и представляли себя Шехерезадой. Но к этому не нужно относиться слишком серьезно.
Как будто вы пришли на фотосессию в первый и последний раз в жизни, эти фото у вас навсегда и их на памятнике повесят.
Это такая история, так же, как вы приходите к стилисту и не думаете, что он вас один раз на всю жизнь переоденет. Это все может меняться.
— А что имеют ввиду, когда говорят: я хочу получить или вытянуть индивидуальность, это что такое?
"Вот это я на фотографии. А это не я получилась" Человек представляет, что он какой-то особенный, хочет это транслировать или сам потом хочет на это смотреть?
— Вопрос не в том, что человек думает, что он какой-то особенный. Все люди особенные. У каждого есть своя яркая индивидуальность, разные грани, поэтому интересно всегда взаимодействие с человеком. Я стараюсь встретиться перед съемкой, лично познакомиться, как он себя ведет в неформальной обстановке, как он двигается, как говорит, как улыбается, рассмотреть особенности лица. Обсуждаем, что хочется увидеть в результате: может, нового себя, может, просто расслабиться и получить удовольствие.
— Как фототерапия, да?
— По сути, да. Это может быть ею, это одна из граней.
— А вы спрашиваете у них, какие фотографии нравятся? Может быть, примеры удачных или неудачных фотосессий?
— Спрашиваю, да. Вообще стараюсь общаться картинками, чтобы мы нашли взаимопонимание, узнать, что для человека красиво, какие фотографии ему нравятся, как хотел бы себя увидеть. В какой стилистике хотел бы себя попробовать. Я предлагаю со своей стороны какие-то фотографии.
— А бывает, что модель хочет одно, а вы видите, что это не его роль или образ?
Вы у себя в блоге вы очень интересно про архетипы рассказываете. Но это отдельная тема. Бывает ли, что отговариваете от локации или как себя презентовать? Даете другую концепцию?
— Я могу порекомендовать. Как правило, люди прислушиваются.
У меня был неудачный опыт: девушка придумала себе целую историю, а я видела, что не туда, но ей очень хотелось, она загорелась идеей. Мы сделали, как она хотела, обе остались недовольны. Образ, который она придумала, и она сама — были совсем из разных историй.
Я поняла, что в будущем не буду брать такие заказы, если вижу, что не могу обеспечить 100%-ый результат.
— А как происходит момент, когда вы вручаете человеку фотографии, лично? Или по видеосвязи, чтобы потом довести восприятие?
— По-разному. Если есть возможность, стараюсь присутствовать, конечно. Стараюсь что-то напечатать, чтобы был и материальный носитель. Мне самой неудобно отдавать только пиксели, кажется, что должно же быть что-то материальное как результат.
— Как вы думаете, почему люди говорят, что не любят фотографироваться? Понятно, что был какой-то негативный опыт.
Но кажется, что большинство все-таки хочет, чтобы были они красивые фотографии. Как к таким людям найти подход?
— Это такая история, очень про принятие себя. Как мы к себе относимся, насколько мы себе нравимся.
Фотограф не волшебник. Он может найти какие-то комплиментарные ракурсы, поставить красиво свет и т.д. Но если человек в целом себя не принимает, у него всегда будет этот лаг, что как будто что-то не так. И вообще, мы, девочки, любим выискивать у себя недостатки, смотрим в зеркало не с мыслью, какая красивая, а что-то тут бровь не так или скулы не такие. Очень акцентируемся на этом.
Если чуть-чуть отойти и посмотреть на себя, как другие люди, которые не в лупу нас разглядывают, а общее впечатление, и от того, как мы говорим, как мы улыбаемся, никто не выиискивает, где там какое пятнышко. Если попробовать так на себя посмотреть, конечно, будет уже иное от себя впечатление и ощущение. Но это психологическая история, я не психолог и не могу здесь погружаться и раздавать диагнозы.
— А можно сказать, что после фотосессии с таким глубоким подходом — будто сходил к психологу? Мне, например, иногда говорят: пришел к косметологу как на сеанс к психологу.
— Чуть-чуть, да, не на 100%. Может быть, определенная проработка самооценки. Особенно, если повезло с фотографом, если он посмотрел на тебя доброжелательным взглядом и ты получаешь хороший результат, хорошие фотографии. К одному приходишь — так себе. А к другому — получается красиво. Много зависит от специалиста.
— А с чего начать тем людям, которые скептически относятся к фотосессиям? Которые хотели бы индивидуальную эмоциональную фотосессию, но они боятся.
— Попробовать. Не относиться к этому слишком серьезно. Не думать, что вы обязаны показать всему миру, повесить на билборд. Не получится — выкинете и забудете. Понятно, что это, может быть, история на самая дешевая, каждый день не можем ходить. Но просто взять подружку с телефоном и пойти поиграть в это. Привыкнуть видеть себя глазами другого человека. И потом, постепенно, осознав, что вот это — я, и ничего страшного не происходит. Здесь я получился хорошо, здесь не очень. Наверное, лучше таким боком повернуться. Просто привыкнуть.
— А если фотограф видит хорошую работу, а я — ужасные недостатки лица?
— Ужасные недостатки, это какие, стесняюсь спросить? У меня есть ужасный недостаток — гиперпигментация, живу как-то с ней, это можно решить грамотным макияжем. Что ужасного, заячья губа или что? Может, попроще относиться к этому. Чуть-чуть больше любить себя. Мы себя рассматриваем, привыкаем видеть под определенным углом, с определенной стороны свет падает на зеркало, это привычная история.
Когда мы идем на фотосессию, свет будет другой, ракурс немножко другой. В целом оптика у камеры чуть-чуть иначе работает. Эти все нюансы, просто смотрите, что получается. Не обязательно идти с этим на конкурс красоты.
— То есть если есть какие-то мнимые или действительные недостатки и модель хочет их как-то скрыть…
— Просто проговариваем.
— А как вы подсвечиваете изюминки во внешности?
— Обсуждаем. Обязательно перед тем, как идете сниматься, поговорите с фотографом. У меня была клиентка с достаточно большой родинкой, которая просила ее не ретушировать, потому что воспринимала ее как часть своей внешности. По желанию. Что-то можно подсветить, что-то наоборот.
— Анна, как вы относитесь к ретуши на фото? "Инстаграмная красота" предполагает, что много ретуши. Или какая сейчас тенденция?
— На Западе уже давно тенденция к минимальному ретушированию. Даже в глянце, даже в рекламе ретуши уже почти нет. До нашего глянца это пока не докатилось.
А мы ориентируемся, особенно молодые девушки, на то, что видим в этих журналах, какие-то стандарты внешности. Это часто влияет на самооценку, сбивает с толку. Вот почему на Западе и пошла тенденция — натуральные естественные лица, чтобы не было этих пластиковых масок. И морщины остаются. Я против, чтобы все прямо разглаживать. Мне кажется, это никому не нужно. Но если хочется немножко сгладить приметы возраста, ок, озвучьте это. Это можно сделать при съемке просто светом.
— Многие не любят сильно отфотошопленные фотографии.
— И я не люблю.
— Но это уже крайности фотошопа сейчас же нет такой тенденции?
— Зависит от фотографа. Есть люди, которые очень тщательно вылизывают и ретушируют. Как правило, начинающие. Когда только учишься, тебе хочется до идеала довести картинку. И чувство меры еще не очень развито.
— Возраст модели: девушка 20 лет и женщина постарше — у вас есть предпочтения в плане возраста?
— У меня нет предпочтений. Но так получается, что работаю больше со взрослыми людьми. Совсем девочки ко мне не приходят.
— И они требуют минимум ретуши?
— Девочки? Да что там ретушировать, лицо чистейшее, если только временные какие-то явления, прыщик, покраснение, это легко убирается.
— А вы как фотограф рекомендует перед съемкой сходить к косметологу?
— Я, скорее, не рекомендую. Или хотя бы сделать это за неделю или две. Смотря какая процедура, бывают разные реакции. Серьезные процедуры — пилинг, уколы — не рекомендую. Микроследы остаются, камера считает. Если легкий уход или массаж, почему бы и нет.
— Со своей стороны как косметолог я часто после массажа лица рекомендую фотосессию. Потому что меняется эмоциональное состояние, мимика становится живее — и фото получаются более естественными.
Меня спрашивают, приходить ли перед съемкой улучшить вид и какие процедуры рекомендованы.
На самом деле люди действительно боятся ходить к косметологу перед фотосессией. И, как вы правильно заметили, инвазивные процедуры нежелательно делать перед съемкой.
Потому что бывают нюансы: например, лицо может недостаточно восстановиться, да и от аллергических реакций никто не застрахован.
Можно делать уходы, но на той косметике, которая вам уже привычна и проверена. Моя процедура — это массаж лица. Это я рекомендую для расслабления лица и мимики.
Давайте поговорим про селфи. Почему юдям нравится, как они получаются на селфи даже больше, чем на фото?
— Это та же история, что с зеркалом. Мы себя видим, выбираем тот ракурс, который нравится и привычен.
На фотосессии мы себя не видим и гораздо хуже контролируем свою мимику. Модели учатся этому месяцами и годами. Мы все непрофессионалы. И я тоже зажимаюсь. По телу идут зажимы, непривычно, что на нас эта дура направлена. И хочется сделать красиво, а тело зажимается. Это нормально, мы с этим тоже работаем.
Так что про селфи понятно. Опять же самому себе легко улыбнуться. Селфи интересное явление в этом плане, потому что у нас оно дальше, чем на вытянутой руке себя снять, не пошло. А в Японии, например, есть целая толстая книга по тому, как делать селфи. Там целая история и инструкции, и как должен свет падать, и как снять себя в рост, там можно сделать художественную фотографию на телефон. У нас чаще просто раз и щелкнул себя где-то.
— То есть серия селфи не меняет качественно психологическое состояние, просто так радостно для себя?
— Нет, конечно. Просто смотришь, красиво выгляжу сейчас или накрасилась удачно, или свет хорошо упал. Загорелая, отдохнувшая. Вот сфотографировала. Просто когда приятно.
— Это случай, когда для себя. А если человек постоянно выкладывает селфи в инстаграм, ждет, что другие скажут?
— Ну тоже желание официального поглаживания. Ты видишь, что хорошо, ты себе нравишься. И выкладываешь, чтобы тебя похвалили.
— То есть в некоторых случаях рекомендуете?
— Не то чтобы рекомендую. Смотря куда. Я выкладываю селфи в сториз. Опять же смотря для чего ведется блог. В экспертных блогах лучше профессиональные фотографии.
— А есть советы, чтоб получились красивые селфи?
— Лучше всего прямой солнечный свет, рассеянный. Например, встать или сесть у окна. Но не так, чтобы солнце было в глаза. Плюс есть еще фильтры всякие, которые улучшают и делают красиво. А ракурс — все сами себя видят прекрасно.
— А есть специальный чек-лист, который вы даете перед фотосессией? В плане одежды, макияжа или образа, локации?
— Образы я подбираю вместе с клиентами. Одежда, обувь, как правило, исходя из того, что человек хочет. Из его гардероба или из проката. Можно сходить в магазин что-то купить и потом после фотосессии сдать. Это не возбраняется.
По макияжу я даю не рекомендации, а визажиста. Как правило, это включено в мою цену. Делаем макияж, прическу, и вы уже красивая и расслабленная идете. По рекомендациям это должно быть чистое увлажненное лицо, чистые сухие волосы, желательно выспаться.
— А для съемки в Инстаграм вы подбираете несколько образов?
И как определяете контент? Крупный план, средний, одежду. Это все обсуждается перед съемкой?
— Да, как правило, три-четыре образа.
Одежду подбираем, исходя из задачи. Встречаемся и выясняем, куда человек идет, зачем, каким он хочет быть. Желаемое впечатление. Что человек из себя представляет.
— А что помогает вам подобрать этот образ?
— Психология стиля. Я изучала стилистику и из нее исхожу. Цвет, форма, фактура. Мы определенным образом воспринимаем человека в определенных цветах. Мягкое бежевое платье или строгий черный костюм — будут разные впечатления.
— А есть наиболее выигрышный цвет одежды при любительской съемке?
— Нет таких рекомендаций. Зависит от того, что вы хотите. Фон может быть любой. Я не рекомендую снимать в парке на газоне, потому что в яркий солнечный день у вас будут зеленые рефлексы в тенях. То есть помнить о том, что свет тоже имеет цветность. Он отражается от окружающих поверхностей и придает нам оттенки. Лучше какие-то нейтральные фоны.
— Я слышала, что так бывает с оранжевым цветом?
— Любой цвет, который находится близко и отражается, дает цветность. Иногда это хорошо. Иногда используют цветные фильтры, чтобы добавить цвет.
— А если на телефон снимаем, то на каком фоне лучше получается цвет кожи?
— Лучше, чтобы под ногами не было того, что дает рефлексы снизу. песчаная дорожка или асфальт не дают рефлексов.
— Все-таки интересно: какая роль архетипов во всей этой истории?
— Это просто моя большая любовь. Есть же разные подходы. Я люблю теорию архетипов. Но я ее не навязываю клиентам. Но иногда мне помогает предложить что-то человеку, непроизвольно в голове щелкает — это вот из искателя, это любовник. Помогает подобрать визуальную историю. Это как первое впечатление, увидел и считывает. Это на подсознательном уровне.
— Если вы попадаете в архетип, тогда человеку фотографии нравятся, он считывает себя?
— Тут снова многое от восприятия себя зависит. Когда это наша фотография, мы всегда внимательно вглядываемся, что с лицом. Зависит от того, как фотограф сумел поймать момент.
— Многие знают и даже изучают, как важны свет, ракурс и т.п. Но когда мы идем на профессиональную фотосессию, нам уже не нужно об этом беспокоиться? То есть это не забота человека, а работа фотографа подловить моменты и продумать все технические нюансы ?
— Вы можете понимать в целом, какую вы хотите эмоцию выразить, какой вы хотите быть на этой съемке. Или это может быть проработка какого-то вашего состояния. например. Обсудить с фотографом.
— А если человек хочет быть веселым или даже очень веселым— вы его веселите? Или он сам себя смешит?
— У меня это получается непроизвольно. Я неловкий человек и умею неожиданно врезаться в углы, в стойки со светом и т.д. Не могу сказать, что я как-то намеренно веселю. Если меня попросить рассказать анекдот, я не вспомню. Но поржать всегда поржем.
— Анна, а как вы сами себе выбираете фотографа? Наверное у вас еще более высокие требования?
— Я страшно придирчива. Тут такая история еще с внешностью, у меня быстрая активная мимика, достаточно мелкие черты лица, сложно поймать выражение. Если меня снимают на мероприятиях, репортажи, это все потом только сжечь. Ни разу с репортажей у меня не было фотографий, которые бы я взяла. Это просто особенность мимики.
— А для своей фотосессии вы сами себе образ подбираете? Или доверяете специалисту, чтобы он со стороны подобрал образ?
— Чаще сама. Да, я гиперконтролер. Прошлой осенью у нас была классная съемка, как раз после курса по стилю. Нам каждому стилист подбирал образ, было очень интересно. А обычно сама.
— А какое лучшее время для съемок? С утра не очень, потому что еще не проснулись, лицо отечное и эмоционально лабильный. да? Или есть жаворонки, которые рано фотографируются?
— С отечностью я не скажу, и мне кажется, это индивидуально и каждый сам про себя лучше знает. Если мы снимаем на улице, то хороший утренний ранний свет, самый мягкий первые часы после рассвета. Утро и вечер.
У фотографа есть понятие "золотой час". Вечером час-два до заката. Когда солнце на оптимальной высоте. В яркий полдень свои нюансы, куда-нибудь в тенечек. У фотографа достаточно много есть инструментов для регуляции света. В студии все равно когда.
— Вы упомянули, что бывают тематические съемки, когда человек хочет проиграть какую-то историю. Расскажите про какую-то интересную серию.
— Я раньше очень увлекалась. Чудесные лав-стори мы снимали ребятам зимой, с оленем, в заснеженном парке, было очень красиво. Они были как Кай и Герда. Живой олененок.
Есть всевозможные фермы, приезжают в город с животными в какой-то день.
— Я видела фото, где собаки играли волка.
С какими еще животными снимались или снимали?
— Это хаски . Снимала хаски, оленя, была лошадь еще. Совы были. Забыла! Еще был енот. Это мы снимали вариацию на тему Покахонтас. Там были енот и мопс.
— Для тематической съемки локацию выбираете или студию похожую? Например, во дворце в Царицыно в платье пофотографироваться, такое возможно?
— Это возможно, например, сдается в аренду или есть и студии с дворцовыми интерьерами.
Есть прокаты, есть тематические студии. Я сейчас уже не слежу. Пару прокатов я знаю. Но там размерный ряд не очень большой. Этот нюанс надо дополнительно изучать.